Соединенные Штаты Америки должны были оказаться в центре внимания аналитиков, экспертов и футурологов в 2020 году вне зависимости от реально происходящих событий. Просто выборы Президента, просто «мировой гегемон», все просто…. Однако с начала 2020 года характер и динамика реальных процессов в США привели к тому, что не они стали фоном избирательной кампании, а наоборот – избирательная кампания в США оказалась не более чем фоном. И вот по достоинству оценить масштаб проблем многие эксперты оказались не способны.

Если кратко суммировать позицию подавляющего большинства тех, чья позиция и мнения предлагаются СМИ как экспертные, то картина происходящего выглядит следующим образом. США, безусловно, переживают трудности и не лучший период своей истории. В американском обществе накопились колоссальные социальные, экономические и политические противоречия на базовом уровне, то есть в социальной структуре. В финансово-экономическом и политическом истеблишменте оформились группы влияния, имеющие идеологически оформленные интересы противоположной направленности и требующие либо компромисса, с колоссальными «жертвами» с обеих сторон, либо безоговорочной победы одной из групп. И все это на фоне кризиса той экономической модели, которая лежала в основе американской гегемонии в мире.

Вот такая получается картина. И что? В подавляющем большинстве дальнейшие рассуждения экспертов ограничиваются прогнозами о том, как «Америка справится с кризисом», какие изменения последуют в случае победы одной из противоборствующих групп истеблишмента и тому подобного. Больше всего это напоминает «прогнозирование» ведущих отечественных и западных экспертов в конце 80-х годов прошлого века, когда незыблемость СССР предполагалась априори на самом высоком уровне принятия политических решений. Вплоть до того, что Дж. Буш – старший в Верховном Совете Украинской ССР уговаривал депутатов сохранить единство СССР, а события в Беловежской пуще стали откровенным шоком.

Исторические аналогии имеют право на существование, однако давно известно, что история повторяется каждый раз по-разному. В условиях современного информационного общества и господства постмодернистской методологии, большинство экспертов откровенно акцентирует внимание на внешних формах проявления социальных процессов и поиске подобия в исторической перспективе. Однако в реальности в основе всегда лежат внутренние социально-экономические процессы, и следует рассматривать исключительно их. Рассматривать с точки зрения как минимум трех составляющих, которые и делают социальные процессы необратимыми и революционными.

Во-первых, это разрушение старой и возникновение на её месте новой социальной структуры общества. Современное американское общество во всех своих слоях и группах кардинально изменилось именно в последние 25 – 30 лет, то есть за период безоговорочного экономического и военно-политического доминирования США. Внутри американской элиты окончательно сформировалась новая глобалистская элита, чьи интересы лежат вне вектора интересов США как государства. США в рамках идеологии глобализма рассматриваются исключительно как инструмент формирования нового мирового порядка, то есть не имеют для элиты «внутренней» самостоятельной ценности. Средний класс изменился структурно. Это уже не классические «реднеки», «синие и белые воротнички» и другие группы «одноэтажной Америки», чей образ жизни и поддержка американского стали следствием создания социального государства. Сегодня это многочисленный «сервис-класс», малый и средний бизнес, «офисный планктон» и иной креативный прекариат, населяющий мегаполисы и крупные города. Его идеология в корне противоречит прежнему классовому сознанию «среднего американца», системе ценностей и морально-этическим нормам, лежавшим в основе идеологии «Великой американской мечты». Их кредо – космополитизм, крайний индивидуализм и… социализм. И наконец, резко возросший численно за последние годы, низший люмпен-класс. В современных США он не только существует уже в условиях своеобразного «распределительного социализма», но и требует дальнейшего расширения и «углубления» его принципов на всю социальную систему.

Во-вторых, США – центр глобальной экономики. И в качестве такового, получило как все возможные «бонусы» глобализации, так и первым прочувствовало её экономические последствия. Современные государства – это инструмент глобализации и борьбы за политическое и экономическое лидерство. Они сильны именно внутренней связью отдельных территорий между собой, взаимной выгодой и интересом к единству. Особенно это касается тех, кто как СССР в недавнем прошлом или современные США представляют собой федерации формально независимых «псевдо государственных» образований, юридически наделенных максимумом полномочий, вплоть до выхода из состава.

Экономическая глобализация мира привела к тому, что находящееся в центре глобальных связей государство оказалось «разорвано» внешними силами. В то время, как часть штатов получила максимум преимуществ, другая часть утратила свою роль и значение. В результате, вновь, как и накануне прошлой гражданской войны в США, чисто экономические интересы отдельных штатов вступили в неразрешимое противоречие. Напомню, что реальной причиной первой гражданской войны была отнюдь не проблема рабства, отмена которого лишь использовалась «северянами» в качестве инструмента давления на «южан», а проблема внешнеторговых пошлин. Именно непримиримые финансово-экономические интересы и противоречия внутри американских элит стали причиной вооруженного конфликта между штатами в середине XIX века. Сегодня ни один из экспертов или действующих политиков даже на уровне прогнозов не рассматривает возможность «примирения» между Трампом и стоящими за ним кругами и Демократической партией США. Весь ход политической борьбы в США, начиная с президентской кампании 2016 года, свидетельствует об отсутствии даже элементарных попыток возвращения к «межпартийному консенсусу» по ключевым вопросам. Ничего не напоминает?

Третьей особенностью современной социально-политической и экономической ситуации стала реакция «глубинного» государства на внешние и внутренние вызовы. На современном этапе роль мирового лидера может играть исключительно то государство, которое обладает «имперскими» чертами, то есть опирается на «миф о себе самом», транслируемый как вовне, так и для «внутреннего потребления».

Сегодня мы одновременно стали свидетелями крушения обеих составляющих этого мифа. Разрушителем внешней «оболочки» мифа стал Трамп, открыто заявивший и последовательно проводивший во внешней политики абсолютно «без идейный» прагматичный курс. Курс, кратко формулируемый в духе «братков» из 90-х, но обращенный к целым государствам и регионам мира: «Вы должны платить нам за защиту!». А если не платите, то мы… уходим. Ну, или остаемся, но только в рамках защиты собственных коммерческих интересов.

Разрушителем внутреннего мифа стала демократическая партия США, рискнувшая применить внутри страны методику «оранжевых» революций. Радикализм движения BLM отнюдь не в «расизме наоборот». Участники движения открыто провозглашают социалистические и анархо-либертарианские лозунги и ценности, что полностью разрушает прошлый американский «миф». Миф о свободном государстве равных возможностей, где успех и богатство являются наградой за труд. И, одновременно, весь этот уличный перфоманс венчает уничтожение памятников рабовладельцам прошлого. А ими являлись и «северяне», и «южане», и, не побоюсь утверждать, даже «отцы-основатели» США и авторы её самой «образцовой» Конституции. Занавес….

Предстоящие в ноябре Президентские выборы в США пока безусловно могут считаться главным событием года. И дело тут не в том, что по формальным признакам эпидемия коронавируса началась ещё в прошлом, 2019 году. Просто уже сегодня становится понятно, что события не будут развиваться в рамках традиционного сценария последних 100 лет, когда при всей ожесточенности предвыборных баталий и конфликтов, проигравшая сторона признавала результат, «отступала», перегруппировывалась и начинала готовиться к новым выборам. Так не будет.

В случае победы Трампа, демократы не просто будут продолжать блокировать его действия через Конгресс и Сенат, а также Губернаторов подконтрольных им штатов. Они попытаются практически полностью нивелировать роль и значение поста Президента, вплоть до ликвидации самой должности. Как и чем будет отвечать на это Трамп, и на какие силы и инструменты опираться – пока остается вопросом.

В случае победы «демократов»…. А вот насколько вероятен такой сценарий, если Трамп практически гарантировано подвергнется в случае поражения судебному преследованию? Разумеется, со всей своей, поучаствовавшей в управлении страной, семьей. Есть обоснованное предположение, что в реальности подвергнется преследованию не только Трамп, но и представители финансово-экономических кругов, его поддерживавших. Кроме того, сложившийся в США демографический баланс и его динамика таковы, что вероятность победы республиканского кандидата после 2020 года стремится к нулю. И это прекрасно осознают в Республиканской партии. Так что просто «сдать» Трампа в обмен на будущие «плюшки» для республиканцев практически равносильно коллективному самоубийству.

В общем, автор искренне желает победы всем участникам процесса и не видит для США иного выхода как революционное разрушение существующей социально-политической и экономической системы и создание новой. И это отнюдь не пожелание «зла». Наша страна за последние 100 лет уже дважды прошла через подобные события. Так что, имеющие «имперские» амбиции США, возможно, только начинают свой особый путь к величию?

 

Самсонов А.И.,

старший научный сотрудник НИИ проблем социального управления,

научный сотрудник ФНИСЦ РАН