Евгений Богушев сменил несколько сфер деятельности, был журналистом, фотографом, строителем. Потом нашёл себя в создании гитар из сигарных коробок.

Рабы, блюз и немного мастерства

Как рассказывает Богушев, сигарбокс-гитара (cigar box guitar), именно так называется инструмент, – родом с американского Юга. История идет аж с середины XIX века. Чернокожие рабы Луизианы и Миссисипи денег на музыкальные инструменты не имели, но душа просила ритма и музыки. И тогда в ход пошли подручные средства. «Всё, что можно найти на помойке. Мётлы, ящики, жестянки и, в первую очередь, сигарные коробки, которые валом валялись на заднем дворе любого салуна. Собственно, сигарбокс-гитара и породила блюз. Понятно, что лады изначально на таких инструментах не делали. Да и понятие «мензура» для негров, не кончавших консерваторий, было сродни понятию «синхрофазотрон». А звук просто пальцами на безладовом инструменте извлечь – та еще задача. Поэтому родился своеобразный метод игры – слайдом. С помощью отколотого бутылочного горлышка (bottle neck). История сигарбокс-гитар продолжается до сих пор. Естественно, больше на территории бывшей Конфедерации», – рассказывает «Веку» Евгений Богушев. В Поволжье он – единственный, кто делает сигарбокс-гитары, есть ещё мастера в Москве и Санкт-Петербурге.

Сам Богушев «запал» на сигарбокс-гитары, увидев на YouTube ролик Бо Диддли, зажигательно исполнявшего композицию на занятной конструкции из палки, сигарной коробки и одной струны. «Я вспомнил, что где-то в закромах валяется коробка от кубинских сигар «Ромео и Джульетта», приспособленная под хранилище винтиков и гаечек. Припиндрючил палку от швабры, натянул струну – и залип. Неделю извлекал из инструмента блюзоподобные звуки, потом захотелось чего-то более полноценного. Выдрал гриф из старого убитого банджо – сваял уже четырехструнный сигарбокс. Следующий гриф пилил уже самостоятельно. С ладами. А недавно закрутил последний болт в крышку уже юбилейной 30-й гитары», – делится Евгений.

Богушев уверен, что сигарбокс-гитара – не чужая русской душе. На Руси была прекрасная традиция скоморошества. Так всевозможные гудки, гусли и прочие струнные тоже делались из подручных материалов. Не говоря про рожки, жалейки и разного рода дуделки.

Удел меломанов

При этом, сигарбокс-гитара является полноценным музыкальным инструментом. Есть и свои виртуозы игры на нём: Бо Диддли, Джастина Джонсона, группы The Budrows и The Damned And Dirty. «Да и великие с сигарбоксами засветились. Маккартни, Леннон, Ричардс… Есть фотоподтверждения в Гугле. В Стране Родных Осин тоже хватает любителей. Например, Макс Ильин из довольно известной группы «Собаки Качалова»», – берёт на себя роль своеобразного искусствоведа Богушев.

Кроме того, в России, в соцсетях есть сообщества, хотя пока об офлайн-активности Евгений ничего не слышал. А вот в США сигарбокс-гитары – это целая культовая тема. Есть магазинчики, проходят фестивали, можно закупиться в интернете всем необходимым для изготовления сигарбокс-гитар.

«Ваяние сигарбоксов для меня – некоммерческий проект. Нравится возиться. Одинаковых инструментов не делаю в принципе – неинтересно. Расходятся по причине тотального перенаселения квартиры звучащими предметами. Чихать дома страшно – все вокруг резонирует. У меня ведь помимо сигарбоксов – коллекция всяческих этноинструментов, которые привожу из всевозможных бродилок по глобусу. От бухарского рубаба до индийского ситара. Всё играбельно и используется…

Цена же зависит от комплектации и материала. От 7000 до 10000 в среднем, но верхнего предела нет – вдруг попросят сделать инструмент из эбенового дерева с инкрустацией золотом и жемчугами…

По времени изготовление инструмента может занять две-три недели. Из которых большую часть занимает высыхание клея, краски и прочих лаков», – делится с «Веком» секретами Богушев.

По его словам, из сигарных коробок можно сделать любой инструмент, имеющий деревянный корпус-резонатор: балалайку, скрипку, мандолину…

«Я, например, делал ирландский бузуки и аппалачский дульцимер… Скрипки-сигарбоксы, кстати, тоже в КША времен Гражданской вполне делали. По звуку, конечно, не Гварнери, но для кабацких потанцулек вполне хватало», – говорит со знанием дела Евгений.

И продолжает, что в инструментостроении можно использовать ещё и автомобильные номера или жестянку из-под моторного масла (Oil can guitar). Но освоение этого искусства для Евгения Богушева – ещё впереди.

Константин Барановский