Уникальные произведения русского и западноевропейского художественного стекла из собрания Нижегородского музея-заповедника
На выставке «Поэзия стекла» представлены уникальные произведения русского и западноевропейского художественного стекла. Более шестидесяти экспонатов XVII-XIX веков демонстрируют возможности использования стекла, как материала для создания произведений декоративно-прикладного искусства и этапы развития его производства. На выставке представлен уникальный «вершининский» стакан, каких в мире осталось не больше 20.
Самые ранние относятся к XVII столетию, периоду, когда в высших слоях русского общества Московского государства усиливается спрос на стеклянные изделия, привозимые из Западной Европы. В богатых домах московской знати всё чаще встречались «виницейские» зеркала из стекла, бисер и стеклянные чаши. На выставке представлены прекрасные образцы того периода. Это и голландское зеркало, кружечка и чайник нижнерейнского мастера, спорок с кокошника – работа русской мастерицы.
XVIII столетие – это период расцвета гравированного декора на западноевропейском и русском стекле и на выставке представлены уникальные экземпляры. Это стопа, изготовленная на Измайловском заводе в первом десятилетии XVIII века, рюмка из собрания Петровского стекла, дарственные кубки Екатерины I и Елизаветы Петровны, штоф с вензелем Екатерины Великой.
На выставке также представлены предметы из сервиза графов Орловых середины XVIII века и Орловых-Давыдовых второй половины XIX века, поступившие в собрание музея из их имения в 1919 году.
Наиболее значительной частью выставки является русское бесцветное и цветное стекло XIX века, в котором проявились все стилевые направления в искусстве. И как раз к этому периоду относится самый уникальный предмет из собрания музея-заповедника – стакан, изготовленный на стекольном заводе Алексея Бахметева мастером Александром Вершининым. Он создавал уникальные стаканы с двойными стенками, между которыми размещал целые картины из бумаги, мха, соломы, которые в настоящее время так и называются «вершинискими». Это виртуозная работа, которую более не смог никто воссоздать. В музейных собраниях России в настоящее время известно восемь «вершининских» стаканов, а во всем мире их насчитывается около двадцати.
Выставку дополняют работы из бисера первой половины XIX столетия, выполненные русскими мастерицами. Именно на это период приходится расцвет бисерного рукоделия в России, обусловленный вековой привычкой русских женщин к «пяличному делу» и наиболее достойным и приятным времяпровождением для светских дам, почтенных купчих и горожанок.
Выставка входит в общую экспозицию Усадьбы Рукавишниковых.