Историческая память народа – явление сложное и многогранное. На процесс формирования исторической памяти огромное влияние оказывает искусство. Нередко мы воспринимаем и оцениваем те или иные исторические события через их отражение в образах литературы, музыки, живописи или кино. Искусство позволяет глубже почувствовать и осмыслить события прошлого, формирует представление о национальной идентичности и способствует сохранению культурного наследия.
Творческое наследие, посвященное истории Великой Отечественной войны 1941-1945, огромно, и оно продолжает расширяться. Однако у каждого поколения есть свой комплекс представлений о Великой Отечественной, который связан с определенными стихами и прозой, фильмами и песнями о прошедшей войне, написанными и снятыми в разные годы. Это обстоятельство ставит перед нами вопрос: образ Великой Отечественной войны, возникающий в искусстве разных поколений, – это разная историческая память или это разные грани единой исторической памяти народа?
В поисках ответа мы обратились к экспертам. Одновременно мы попросили их ответить на другой вопрос: “Какой фильм, песня, стихотворение или прозаическое произведение о Великой Отечественной для Вас лично являются самыми знаковыми, отражающими образ Великого исторического события 1941-1945 годов?”
Публикуем ответы экспертов.
Евгений Семенов, заместитель Председателя Общественной палаты Нижегородской области, руководитель Нижегородского филиала Фонда развития гражданского общества:
Спор о границах художественной интерпретации реальности никогда не утратит своей актуальности. Однако для меня знаковыми образами Великой Отечественной войны остаются те образы, которые были созданы и приняты поколением фронтовиков и поколением детей войны.
Важно помнить, что многие художественные произведения о Великой Отечественной, созданные в нашей стране, получили огромное международное признание. Это и Симфония №7 Дмитрия Шостаковича, писавшаяся в блокадном Ленинграде в 1941 году и получившая название «Ленинградская». Это и стихотворение-молитва «Жди меня» Константина Симонова, написанное в 1941 году и переведенное на многие языки. Это и фильм «Летят журавли» Михаила Калатозова, снятый по мотивам пьесы Виктора Розова «Вечно живые» и получивший Гран-при Каннского фестиваля в 1958 году. В этот ряд можно поставить множество других фильмов, песен, стихов, повестей и романов о Великой Отечественной войне. На мой взгляд, художники (в широком смысле этого слова) военных поколений – главные свидетели истории. Образы, созданные ими, отличает предельная, какая-то исповедальная искренность. Представляется, что это и есть наиболее важный фактор, влияющий на процесс формирования многогранной исторической памяти.
Дмитрий Каминченко, к.полит.н, доцент кафедры политологии ИМОМИ ННГУ им. Н.А. Лобачевского:
Великая Отечественная война – это одно из самых знаковых событий в истории нашей страны, период тяжелейших испытаний, великого напряжения сил и терпения народов, населявших Советский Союз. Искусство же представляет собой неотъемлемый элемент жизни общества, в форме и содержании которого всегда в той или иной степени отражаются великие события, через которые и проходит социум.
Образ Великой Отечественной войны, воплощенный в предметах искусства разных поколений, вне всяких сомнений, является составной (а, возможно – и главной) частью общей исторической памяти людей и государств, сформировавшихся на просторах бывшего СССР. Смысловое, символическое ядро этой исторической памяти едино, а вот особенности его отражения в разные эпохи отличается. Причиной тому объективно служат культурные изменения у различных поколений людей, сменяющиеся привычки и образцы поведения. Всё это влияет и на результаты творческой работы, создаваемые в тот или иной период времени. Поэтому крайне актуальной становится передача из поколения в поколение единого символико-смыслового ядра исторической памяти о Великой Отечественной войне в его неизменном состоянии.
Учитывая, как много различных творческих произведений создано по мотивам Великого исторического события 1941 – 1945 г.г., выделить из них одно или несколько наиболее знаковых совсем не просто. Вместе с тем, как представляется, наиболее реалистично и точно образ Войны отражен в тех произведениях, которые появились либо в ходе неё самой, либо через 5-7 лет непосредственно после неё, так как в них очень живо передается атмосфера события, переживания и чувства прошедших её людей. Здесь нельзя не вспомнить глубокие по своему эмоциональному содержанию песни «Священная война», «Темная ночь», «Жди меня», фильмы «Фронт», «Во имя Родины» (оба – 1943 года), «Великий перелом» (1945 года). Из литературных произведений ещё с юности особенно запомнились труды известнейших писателей-фронтовиков Михаила Шолохова «Они сражались за родину» и Юрия Бондарева «Горячий снег» и «Батальоны просят огня», каждое из которых впоследствии было мастерски воплощено на советском киноэкране. Нельзя не отметить и песни Владимира Высоцкого, посвятившего целый цикл своего творчества военной тематике (в особенности, пронизывающие своим смыслом и щемящие сердце произведения – «Их восемь, нас двое», «Он не вернулся из боя», «Письмо перед боем»).
Пока люди смотрят, слушают, читают и познают то, что создано представителями сферы культуры и искусства о Великой Отечественной войне, они будут помнить и знать об этом Великом событии, а также понимать – как важно передавать эту память тем, кто придет после них…
Александр Прудник, старший научный сотрудник Института политической психологии:
Судьбоносные переломные события в жизни великих народов сохраняются в их исторической памяти, становясь неотъемлемым компонентом их культурного кода. В нем эти события впечатываются навсегда и живут до тех пор, пока жив народ, их создавший.
Нашу историческую память хранит великая русская литература. Эпоха Киевской Руси, русских князей стала близкой, родной каждому русскому не из летописей и исторических трудов, после того, как Александр Пушкин написал о том, “Как ныне сбирается вещий Олег…”. Отечественная война 1812 года – это, конечно “Война и мир” Л. Толстого. Первая мировая – “Тихий Дон” М. Шолохова. Великая Отечественная для меня сокрыта в стихотворении “Я убит подо Ржевом” А. Твардовского.
Каждое поколение заново открывает для себя великие события своего прошлого. Становясь частью национального мифа, они каждый раз раскрываются новой гранью. Изменение восприятия событий Второй мировой войны, которая завершилась 79 лет назад, обусловлено тем, что новые поколения смотрят на события той далекой для них эпохи через призму тех исторических задач, который им приходится решать сейчас. Это не искажение исторической памяти, это включение образа, национального мифа прошедшей войны и свершившейся Победы в контекст нынешних событий. До тех пор, пока в переломные моменты текущей реальности современники опираются на символы и образы событий своего прошлого, оно – живо. Именно поэтому, жива и является часть судьбы нашего народа в XXI веке, Великая Отечественная война и Победа в ней.
Елена Мозгунова, к. полит. н., доцент Нижегородского института управления – филиала РАНХиГС:
Коллективная историческая память – многомерное понятие, в котором можно выделить несколько составляющих: культурные, социальные, политические, мировоззренческие и др. При этом самым значимым свойством этого явления становится возможность удерживать в сознании людей основополагающие события прошлого. Зачастую это обретает форму мировоззренческого восприятия и может быть транслировано последующими поколениями посредством литературных произведений, песен, сложившихся семейных традиций.
Важно осознавать, что в основе исторической памяти лежит и глубокий воспитательный потенциал, посредством которого можно решать серьезные нравственные и идейные задачи, что ложится в основу коммеморативной политики. То есть в определенный период времени государство (или отдельная группа) решает зафиксировать в памяти народа те или иные события /отношение к ним, тем самым формируя ценностные ориентации и модели поведения. В связи с этим, можно констатировать, что у разных поколений будут открываться свои грани исторической памяти, не искажая исходного символического и смыслового значения и наполнения.
Не стоит говорить о значении Великой Отечественной войны для нашей страны и народа. Безусловно, это главное событие прошлого века – Великая победа в страшной войне. Представляется, что самые острые и яркие переживания об этом зафиксированы в творениях фронтовиков и тех, кто рожден в эти годы. На мой взгляд, весь трагизм и масштаб события максимально эмоционально переданы в песне, которая появилась через несколько дней после начала войны. Речь идет о «Священной войне». Опустив коллизии и споры об авторстве текста, скажу лишь, что спустя 79 лет после победы при прослушивании строчек «Вставай, страна огромная» все также слезы и трепет от осознания подвига и героизма советского народа.