Президент России Владимир Путин подписал 14 мая Указ о назначении нового состава Правительства РФ. В состав нового кабинета вошли губернаторы Калининградской, Кемеровской, Курской областей и Хабаровского края Антон Алиханова, Сергей Цивилев, Роман Старовойт и Михаил Дегтярев.
Двое из четырех новых министров, Старовойт и Дегтярев, являются выпускниками «школы губернаторов» – программы развития кадрового управленческого резерва ВШГУ на базе РАНХиГС, которая была запущена с 2017 года. Таким образом становится очевидным, что кадровая политика президента нацелена на привлечение управленцев с региональным опытом на федеральный уровень.
Экспертное сообщество, анализируя новые кадровые решения, высказало свои оценки практики привлечения глав регионов в правительство. Политологи и социологи обсудили возможный вклад региональных управленцев в деятельность федеральных министерств, а также оценили те качества глав регионов, которые помогут им эффективно проявить себя на новых должностях.
Приводим мнения участников обсуждения.
Семенов Евгений, заместитель Председателя Общественной палаты Нижегородской области, руководитель Нижегородского филиала Фонда развития гражданского общества:
Практика рекрутирования региональных управленцев в состав правительства страны – это очень давняя и, можно сказать, традиционная отечественная практика. После 1917 года Россий управляют провинциалы. Определенной новацией здесь является только «школа губернаторов» с ее особой, современной программой подготовки. Но если вспомнить советскую систему подготовки управленческих кадров, то необходимо согласиться с тем, что для своего времени она была качественной.
Экс-губернаторы, ставшие министрами, прекрасно знают всю процедуру решения задач, поставленных федеральным правительством, региональными органами власти. Хорошо зная как работает механизм реализации национальных проектов, федеральных целевых программ, или особых, но важных и срочных поручений, они знают и то, как в регионах готовится отчетность перед вышестоящими органами власти. Полагаю, что эти знания и опыт станут дополнительной компетенций, повышающей эффективность федерального правительства.
Работа высшего должностного лица в регионе требует универсализма, однако мобилизационные способности и достижение результата с при дефиците ресурсов – это то качество, которое всегда ценилось и ценится в российской управленческой системе. Идеология отечественного менеджмента нередко базируется на принципах: «срок – вчера» и «с деньгами и дурак сможет». Эти принципы являются частью национальной культуры и менталитета, но как ни парадоксально именно они, во-многом лежат в основании самых великих достижений России – от освоения Сибири и Дальнего Востока, до космического и атомного проектов.
Дахин Андрей, д.ф.н., профессор Нижегородского института управления – филиала РАНХиГС:
Новый состав правительства РФ сформирован в рамках новой процедуры утверждения на заседании Государственной Думы РФ. В ней реализован принцип взаимосвязи «селектората», – предварительного отбора кандидатов, и «электората» – публичного голосования по предложенным кандидатурам. Чаще всего, этот социальный механизм является предметом внимания в ходе выборов депутатов. Теперь он заработал на другом уровне, на уровне формирования правительства. В качестве «селектората» на уровне высшей исполнительной власти выступает институт президента РФ, отчасти группы высшей политической, экономической элиты. В качестве «электората» в процедуре утверждения членов правительства выступают депутаты Государственной Думы РФ. Отдельная особенность завершившейся процедуры в том, что Р. Старовойт и М. Дегтярёв являются выпускниками «школы губернаторов» – программы развития кадрового управленческого резерва ВШГУ на базе РАНХиГС, которая была запущена с 2017 года. Это позволяет говорить о том, что проект подготовки резерва управленческих кадров С.В. Кириенко стал участником «селектората» на уровне правительства. Выпускники «школы губернаторов» получили поддержку и президента РФ, и председателя правительства РФ, и депутатов ГД. Это значит, что программа подготовки управленческих кадров работает эффективно. Теперь её алгоритм может быть масштабирован в президентскую кадровую программу «Время героев» для участников СВО.
Александр Прудник, старший научный сотрудник Института политической психологии:
Система управления любой достаточно крупной структуры всегда подвержена опасности замыкания на саму себя. Этот негативный процесс включает три основных компонента: формирование собственной картины мира, отражающей интересы и ценностные установки центрального управленческого аппарата; ослабление каналов обратной связи с периферийными структурами (регионами); резкое снижение темпов вертикальной мобильности, воспроизводство управленческих кадров только из своей среды.
В современной России разрабатываются механизмы по преодолению таких негативных тенденций. Назначение региональных руководителей на ключевые посты центральной власти не является чем-то спонтанным, вызванным сиюминутными проблемами. То, как происходят эти назначения, на какие должности и в каком масштабе говорит о том, что происходит реализация долгосрочной стратегической программы.
На протяжении нескольких лет осуществлялась работа по формированию кадрового потенциала, разрабатывались социальные институты по отбору и продвижению резерва молодых перспективных управленцев. В процессе этой работы стало очевидным, что наиболее подготовленным для решения управленческих задач различного уровня являются губернаторы. Работа губернаторов носит универсальный характер: они являются и политиками, и администраторами, и организаторами экономической деятельности, и обеспечивают непосредственную связь населения с властью. Кроме того, для такого руководителя региональные проблемы всей страны являются понятными и близкими.
Приход в высшие структуры власти региональных руководителей показал, что на данный момент именно губернаторский путь стал основным лифтом вертикальной мобильности в системе власти. Это должно повысить высокую степень профессионализма и эффективности функционирования всей системы государственного управления.
Вадим Андрюхин, главный редактор газеты “Новое дело”:
Привлечение глав регионов в федеральное правительство – практика давняя и вполне понятная. За такими людьми стоит управленческий опыт работы по проблемам, которые волнуют людей буквально в ежедневном режиме. А это очень важно при принятии и воплощении в жизнь любых федеральных программ. Другое дело – насколько тот или иной назначенец соответствует должности по профессиональным и иным качествам. Увы, не всегда хороший губернатор становится хорошим министром.
Пока в этом плане минусов не видно, и люди вроде как выдвинуты достойные, доказавшие свой профессионализм на деле. Поэтому можно выразить оптимизм и надежду на их дальнейшую плодотворную деятельность на общегосударственный уровень.
Роман Пермяков, заместитель председателя Общественной палаты Нижнего Новгорода:
Наглядный тренд по результатам обновления Правительства РФ – губернаторский корпус стал главным поставщиком кадров на высшие государственные должности. Сразу четверо губернаторов – Антон Алиханов, Сергей Цивилев, Роман Старовойт и Михаил Дегтярев – получили портфели министров в обновленном кабмине, а губернатор Тульской области Алексей Дюмин назначен помощником президента с широким функционалом куратора ВПК, спорта и Госсовета.
Очевидно, что такой внушительный десант губернаторов в федеральные органы власти не случайность – в этом выражается системный подход в кадровой политики президента, который нацелен на привлечение управленцев с региональным опытом на федеральный уровень. В системе власти сформулирован явный запрос на специалистов, что называется, с «земли» – с практиков с глубоким знанием региональной проблематики и функционирования федеральных законов на региональном уровне. Особенно это ценится в ФОИВ, когда специалист знает всю цепочку сверху до самого низа, в том числе все тонкие и узкие места при реализации и воплощении их в жизнь.
В этих подходах раскрывается стройная многоступенчатая кадровая политика Кремля, которую последовательно выстраивали последние годы. Сначала программа подготовки «Школа губернаторов» на базе Высшей школы государственного управления (ВШГУ) РАНХиГС, потом «университеты» в виде реальной губернаторской практики «на земле», а далее управленец, получивший такой богатый практический опыт, уже готов занять любую должность в федеральной иерархии власти. Примечательно, что четверо из пяти новых временно исполняющих обязанности губернаторов, назначенных президентом в регионах вместо ушедших в Москву губернаторов – выпускники или слушатели «школы губернаторов». Система отстроена, работает и воспроизводится, и это обеспечивает преемственность, прозрачность и последовательность кадровой политики.