В апреле в России проводятся субботники. Эта традиция уходит своими корнями в эпоху разрухи и военного коммунизма и хорошо знакома старшему поколению. Отношение населения к субботникам менялось. Если в первые десятилетия советской власти участие во «Всесоюзном Ленинском коммунистическом субботнике было полно искреннего энтузиазма, то уже в «застойные годы» эта работа частью населения воспринималась как рутина и принуждение.

Уже более тридцати лет не существует Советского Союза. Россия, в реализации своей социально-экономической политики, опирается на принципы рыночной экономики, однако некоторые традиции прежнего экономического уклада продолжает сохранять. К таким традициям относятся и апрельские субботники. Местные власти, в обязанности которых входит содержание и благоустройство территорий, становятся инициаторами проведения общегородских субботников, превращаясь, таким образом носителей реликтовых коммунистических традиций.

О том как сегодня стоит относится к субботникам мы спросили экспертов.   Мы предложили им высказать мнение о том стоит ли поддерживать традицию, или надо отстроиться от политического окраса коммунистических субботников, продвигая форму современного волонтерского служения. А может быть наоборот необходимо оплачивать труд по благоустройству территорий, тогда и эффекты от этой работы будут значительно выше?

Андрей Чугунов, редактор ИА “Время Н”:

Субботники сегодня – ритуал, не более. Как требование этикета, что по улице мужчина должен идти слева от дамы, ибо когда-то давно на левом боку мужчины носили шпагу, которая могла нарушить наряд спутницы. Шпаги давно никто не носит, а правило осталось.

Так и с современными субботниками. Политическая и/или идеологическая составляющая (свободный труд свободно собравшихся людей — В. В. Маяковский) осталась в прошлом, привычка сохранилась.

На самом первом субботнике рабочие депо Москва Сортировочная — 13 коммунистов и двое сочувствующих —за ночь отремонтировали три паровоза. Но потом акцент плавно переместился то, что сейчас называется благоустройство. Даже В. И. Ленин не просто носил бревно, а участвовал в уборке захламленной остатками юнкеровских баррикад территории Кремля.

Несложно заметить, что основным итогом современных субботников является количество мешков, а то и грузовиков, вывезенного мусора. Иногда – площадь очищенных от мусора участков общественных пространств. Именно эти цифры с гордостью называют различные муниципальные начальники — главные бенефициары мероприятия. И зачастую это звучит, как упрек нечистоплотным гражданам.

Получается, главная цель массового труда – наглядный сиюминутный результат. А что потом будет твориться на этих пространствах и почему они оказались в таком виде к моменту субботника, уже никого не интересует.

Безусловно, есть и среди обычных людей любители чистоты. И, как показывает опыт некоторых волонтерских экологических проектов, эти люди находят друг друга, самоорганизовываются и делают то, что считают необходимым, не требуя широкой огласки и восторженных отзывов.

Совсем как те 13 коммунистов и двое сочувствующих из депо Москва-Сортировочная в апреле.

Евгений Семенов, заместитель Председателя Общественной палаты Нижегородской области, руководитель Нижегородского филиала Фонда развития гражданского общества:

Субботник можно рассматривать как индикатор качества социальной среды. Если у человека возникает естественная потребность бескорыстного труда на благо общества, то это одна качественная характеристика общественных отношений. Если человек рассматривает приглашение к труду на безвозмездной основе как форму скрытой эксплуатации, то это иная качественная характеристика. В первом случае можно говорить о высоком уровне социальных связей, второй случай скорее отражает процесс социальной дезинтеграции.

Современные субботники давно утратили связь с первичным мотивами и перестали играть роль политического ритуала. Однако естественной общественной потребностью (например, такой, как поисковая работа) они тоже пока не стали. За организацией современных субботников по-прежнему просматривается силуэт власти. Этот фактор во-многом меняет отношение общества к волонтерской деятельности.

Использовать традиции субботников сегодня надо очень осторожно. Возможно, следует передать управление этим процессом на уровень третьего сектора. При этом надо помнить, что безвозмездный труд убивает саму идею труда как главного фактора антропогенеза. Такой труд развращает и может привести к негативным последствиям, таким как снижение производительности, ухудшение качества работы и потеря мотивации. В условиях, когда труд не сопровождается той или иной формой поощрения (материальной или символической), он начинает имитироваться и вместо его реальных результатов формируются симулякры. Это и есть движение в направлении социальной дезинтеграции.

Дмитрий Каминченко, к.полит.н, доцент кафедры политологии ИМОМИ ННГУ им. Н.А. Лобачевского:

Согласно результатам опроса, опубликованным Всероссийским центром изучения общественного мнения в апреле текущего года, доля россиян, участвовавших в мероприятиях по уборке, озеленению и благоустройству территорий за последние год-два снизилась на 12% по сравнению с 2019 годом. При этом 77% опрошенных респондентов уверены в необходимости субботников, и в том, что в них должны участвовать обычные граждане, в 2019 году таким же образом говорили 78% всех опрошенных.

Подобные результаты свидетельствуют, с одной стороны, о том, что граждане всё меньше участвуют в субботниках, но, с другой стороны – в обществе сохраняется убежденность в необходимости и целесообразности их проведения. В этом заключается особенность восприятия обществом субботников – как значимого общественного мероприятия – поэтому данную традицию полезно сохранить в российском социуме, но при этом ей необходимо придать другую, более привлекательную и “модернизированную” форму.

Любопытно, что указанные выше опросы также показывают, что о необходимости субботников и участия в них простых граждан заявляют 78% опрошенных в возрасте от 35 до 44 лет, т.е. тех людей, кто родился и первые годы своей жизни провел в поздний период СССР и вряд ли хорошо помнят воплощение этой традиции в советском раннем детстве, но при этом всё равно свидетельствуют о важности обозначенного мероприятия.

Субботник – это ещё и возможность совместного участия людей в общественно значимом действии, он представляет собой один из инструментов установления и поддержания коммуникации между членами социума, объединяя людей на период его проведения. Причем, речь может идти, как о жителях какой-либо определенной территории, так и о работниках конкретной организации. В этих случаях субботники могут способствовать взаимодействию соседей между собой и построению благоприятного микроклимата внутри какой-либо организации или предприятия, предлагая, таким образом, качественный инструментарий для эффективного формирования сообществ соседского или корпоративного типа.

Елена Мозгунова, к. полит. н., доцент Нижегородского института управления – филиала РАНХиГС:

Традиции проводить субботник более 100 лет. Обратившись к истории, можно узнать, что впервые в 1919 г. в разгар гражданской войны В. И. Ленин обратился к общественности с призывом помочь улучшить работу железной дороги. Далее идея о бесплатном привлечении граждан к общественно-полезному труду по уборке мусора и территорий в весенний сезон последовательно прошла в своем развитии три основных этапа. Изначально это базировалось на энтузиазме коммунистов и революционной заряженности масс. В советское время субботник стал частью корпоративной добровольно-принудительной культуры, а уклонявшиеся подвергались порицанию или даже административному воздействию. На современном этапе – это некое подобие тимбилдинга на работе и проявление активности институтов гражданского общества: домовых сообществ, групп по интересам, волонтерских организаций.

Как известно понятия «субботник» в трудовом законодательстве нет. И это мероприятие носит добровольный характер: работодатель может пригласить сотрудников к участию в этой акции, но не заставить.

Представляется, в современных условиях следует относится к субботнику как некой традиции, прошедшей апробацию временем, изменившейся внешне, но не поменявшей сути – очистить и убрать территорию вокруг нас: там, где мы живем, работаем и гуляем.

В рабочей среде это мероприятие может выступить в поддержку позитивного имиджа компании и стать неким командообразующим элементом. В сфере гражданского общества – стать консолидирующей акцией, которая решает общую благую задачу. Следует уйти от прежней формы повинности, к формату абсолютно добровольного инициативного участия за счет популяризации и создания позитивного отношения к этому мероприятию. Например, сделать некий праздник уборки во дворе с соседями, музыкой, чаем из термоса и непременным фотоотчетом.

Эрадж Боев, к.и.н, директор научно-образовательного центра востоковедения, доцент кафедры международной журналистики НГЛУ им. Н.А. Добролюбова:

В современной России субботники практически полностью утратили идеологическую составляющую, характерную для предшествующего исторического периода. Тем не менее сегодня они играют важную роль в развитии волонтерского движения и вносят определенный вклад в сплочение общества. Регулярное проведение субботников способствует повышению активности городских сообществ, укреплению связей между горожанами и развитию навыков социальной коммуникации в молодежной среде. Важно и то, что субботники как форма социального взаимодействия развивают в гражданах ответственное экологическое поведение. Таким образом в современном российском обществе субботники представляют собой особое социально-культурное явление, важное для обеспечения социальной интеграции.