Новый футбольный сезон в премьер-лиге РФ стартует 21 июля. Первый матч нового сезона нижегородский футбольный клуб «ПАРИ НН» проведет 22 июля, принимая на своём стадионе пятикратного чемпиона России питерский «Зенит».
Пессимисты предлагают махнуть рукой на результат стартового матча. Дескать, чего упираться, «Зенит» на несколько порядков сильнее и все равно выиграет. Лучше поберечь силы для матчей с реальными соперниками за места выживания в премьер-лиге.
Оптимисты, напротив, утверждают, что обыграть «Зенит», еще не набравший игровую форму, не только можно, но и нужно. Ведь это, во-первых, даст стартовый задел в три очка; во-вторых, добавит игрокам нижегородского клуба уверенности в себе; в-третьих, разбудит в неторопливых на подъём нижегородцах болельщицкий интерес. Истина, как всегда, лежит где-то ближе к середине. И для того, чтобы ее осознать, а затем, в силу своих возможностей, оказать посильную помощь родной команде, написана эта статья.
Как известно, успех любого конкурентного дела, будь то спортивное состязание, конкуренция в бизнесе, или даже военное сражение, – определяется, с одной стороны, адекватностью поставленной ЦЕЛИ внешним и внутренним УСЛОВИЯМ деятельности, а, с другой стороны – уровнем эмоционально-волевой активности субъекта.
Конечно же, ради привлечения болельщиков на стадион, руководители всех футбольных команд перед началом сезона публично озвучивают завышенные цели. Но, если смотреть на вещи открытым взором, то реальной целью нижегородской команды «ПАРИ НН» в грядущем футбольном первенстве является не завоевание медалей, а сохранение места в премьер-лиге. При этом, для достижения цели, нижегородцам придется приложить не меньше усилий, чем, например, московским командам («Спартак», «Динамо», «ЦСКА», «Локомотив») для завоевания медалей чемпионата. На чем основано это утверждение?
Во-первых, на том, что в грядущем чемпионате страны нет таких явных аутсайдеров, какими были в прошлом сезоне подмосковные «Химки» и московское «Торпедо». А это значит, что перевести дух, взять очки «малой кровью», не удастся ни в одном матче.
Во-вторых, потому что, команды обреченные на сражение за «место под солнцем» (11-12 места сохраняют прописку в премьер-лиге), или даже за «место в прихожей» (13-14 места получают право сыграть переходные матчи за сохранение прописки в премьер-лиге), имеют много равных параметров успеха. Судите сами:
Параметр «мастерство тренера».
Главные тренеры «Урала», «ПАРИ НН», «Факела», «Крыльев Советов», «Рубина» зарекомендовали себя с самой лучшей стороны как раз в ситуациях жесткой конкурентной борьбы своих клубов с соперниками. Пожалуй, лишь главный тренер калининградской «Балтики» уступает им в опыте.
Параметр «инфраструктура клуба».
«Балтика», «Крылья Советов», «Нижний Новгород», «Урал» имеют стадионы, построенные к чемпионату мира 2018 года. А стадион «Рубина» был существенно модернизирован. Лишь стадион воронежского «Факела» уступает соперникам.
Параметр «финансовые возможности».
Это наиболее закрытый показатель, но по внешним отзывам, он более значителен у казанского «Рубина»; на среднем уровне у самарских «Крыльев Советов» и екатеринбургского «Урала»; и несколько ниже у «ПАРИ НН» и воронежского «Факела».
Параметр «состав команды».
Наиболее сбалансирован состав «Урала». Там уже несколько лет играют вместе опытные футболисты, среди которых есть и яркие лидеры. Если судить по результатам прошлого сезона, то второе место следует отдать «Крыльям Советов». Однако перед началом грядущего сезона команда потеряла ряд ключевых игроков, перешедших в более богатые футбольные клубы. При этом команда пополнилась несколькими молодыми и перспективными футболистами. Если же учесть умение главного тренера Осинькина адаптировать молодежь, то можно считать самарский клуб вторым по силе состава среди выделенной шестерки соперников. «ПАРИ НН» потерял несколько игроков основного состава и не приобрел пока новых известных мастеров. Точно в таком же положении находится и воронежский «Факел». А пополнения «Балтики» и «Рубина» носят пока не однозначный характер.
Параметр «активность болельщиков».
Здесь явным лидером является воронежский «Факел». Болельщики команды не только заполняют стадион во время матчей, не только массово сопровождают команду на выездах, но и настолько активно поддерживают команду на трибунах, что эмоциональные волны тысяч болельщиков, слитые воедино, удерживают энергетический уровень команды на протяжении каждой из 90 минут матча. В преддверие нового сезона воронежские болельщики уже выкупили более 10 тысяч абонементов на все домашние матчи. И, если бы абонементы продавались на все места стадиона «Труд», то они были бы обязательно выкуплены. Второе место можно отдать активным болельщикам «Крыльев Советов». Болельщики остальных четырех соперников явно уступают в активности поддержки своих команд болельщикам «Факела» и «Крыльев…».
Таким образом, если оценивать перспективы «ПАРИ НН» по совокупности параметров успеха, то у нашего клуба на сегодня есть некоторое преимущество лишь по отношению к «Балтике». Если ничего не менять, то нашу команду ожидает чрезвычайно напряженная, нервная, изматывающая борьба с непредсказуемым результатом.
В чем же можно прибавить, чтобы обойти соперников на финише?
Вспомним, что успех в конкурентной борьбе определяется не только адекватным соотношением ЦЕЛИ и УСЛОВИЙ деятельности, но и уровнем эмоционально-волевой активности субъекта. В нашем случае субъектом является КОМАНДА, а стержнем ее – психологическая структура командной деятельности (ПСД).
Психологическая структура деятельности команды оценивается уровнем включенности футболистов в игру команды. Уровень включенности игроков в общекомандную деятельность может быть идеальным; перемежающимся; адаптивным; дистрибутивным.
Идеальным считается такой уровень включенности, при котором на протяжении всего матча все игроки команды работают в унисон, действуя как единый слаженный механизм. Игроки взаимодействуют с партнерами, не в ущерб качественного исполнения своей основной игровой функции. Сообразуясь с динамикой игровой ситуации, игроки своевременно страхуют партнеров; творчески решают игровые эпизоды, выдавая обостряющие передачи партнерам в уязвимые для соперника зоны.
Перемежающийся уровень включенности проявляется в чередовании эпизодов идеального взаимодействия игроков команды с эпизодами «адаптивного поиска» игровых решений. Чаще всего это наблюдается при контратакующем стиле игры команды, когда в фазе контратаки игроки используют и острые проникающие передачи, и смену игровых позиций с сохранением взаимостраховки. А в фазе позиционной защиты используют коллективный отбор мяча с сохранением его до момента выдвижения одного из партнеров на позицию, перспективную для контратакующего выпада.
Адаптивный уровень включенности выражается в стремлении к длительному владению мячом без обостряющих передач. Этот уровень может быть назван эффективным, если целью команды является «убийство игрового времени ради сохранения счета». И он не может считаться эффективным, если целью является достижение голевого преимущества над соперником.
Дистрибутивный уровень включенности характеризуется нарушением синхронности действий игроков, что приводит к игровому хаосу. Игроки теряют зоны своей ответственности и своих подопечных; не выходят своевременно на передачи партнеров; отдают передачи в зоны, не контролируемые партнерами; группами выдвигаются в направлении мяча, оставляя не прикрытыми большие игровые пространства и т.п.
В российских футбольных командах традиционно ошибочно считается, что формирование оптимальной включенности игроков в общекомандную деятельность – это атрибут ТАКТИЧЕСКОЙ подготовки игроков, а, следовательно, – зона ответственности тренерского штаба. На самом же деле, включенность игроков в общекомандную деятельность понятие комплексное. Помимо тактической составляющей, оно имеет и выраженную психологическую основу.
Основными психологическими компонентами включенности являются показатели импульсивности и ригидности.
Импульсивностью называется многогранный психологический феномен, включающий в себя три основных составляющих: моторная (двигательная) импульсивность (футболист действует сгоряча, например, лупит по воротам соперника с острого угла, тогда как его партнер находится в одиночестве перед пустым углом ворот), импульсивность внимания (футболит не может долго фокусироваться на развитии игровой ситуации, например не замечает открывающегося рядом с ним соперника) и импульсивность планирования (футболист не задумывается о последствиях своих действий, например, прыгает в подкат высокоподнятой ногой, нанося травму сопернику).
Ригидностью является многомерное свойство структурно-уровневой организации личности, состоящей из нескольких подструктур.
Поведенческая ригидность представляет собой склонность футболиста к использованию ограниченного числа стереотипов, к неадекватному применению имеющегося арсенала поведенческих стратегий и к отказу от их расширения. Типичными проявлениями поведенческой ригидности являются: перфекционизм , заключающийся в самоубеждении игрока в достижении им идеала мастерства; прокрастинация, проявляющаяся в постоянном откладывании принятия решения; синдром выученной беспомощности, заключающийся в убежденности игрока в неспособности выполнить игровую функцию, предлагаемую ему тренером.
Когнитивная ригидность обусловлена отсутствием готовности к осмыслению и, соответственно, перестройке своих действий при получении новой информации. Нежелание преобразовать мыслительную стратегию при прогнозировании своей деятельности, стремление опираться исключительно на предыдущий опыт при решении текущих игровых задач, без критического анализа текущей ситуации говорит об использовании ригидных когнитивных стратегий.
Аффективная ригидность характеризуется проявлением однообразных эмоциональных откликов на изменившиеся предметы эмоций, определяя константность оценки событий. Например, футболист при любых действиях судьи, останавливающих игровую ситуацию с участием этого игрока, выражает один и тот же стереотип возмущенного обращения, зарабатывая в конце-концов, «желтую» или даже «красную» карточку.
Мотивационная ригидность наглядно проявляется в синдроме «мотивационной недостаточности», когда, например, футболист выкладывается на поле «от звонка до звонка» в игре с принципиальным соперником, но играет «спустя рукава» с соперником, стоящим рангом ниже.
Встречаются случаи, когда особые сочетания импульсивности и ригидности приводят к так называемому феномену пасохондрии.
Пасохондрия – это склонность к чрезмерному поиску лучших вариантов продолжения атаки, выражающемуся в повторяющихся пасах ближайшему партнеру, без обострения игровой ситуации и без нанесения ударов по воротам соперника.
Пасохондрия включает четыре элемента:
1).Компульсивность – склонность прерывать выполнение возложенной на игрока функции (крайнего защитника, опорного полузащитника, центрфорварда и т.п.) и выдвижения к партнеру, владеющему мячом, ради получения паса вне зависимости от требований игровой ситуации;
2).Дистресс – негативные эмоциональные последствия поискового поведения;
3).Чрезмерность – повторные передачи мяча ближайшему партнеру, не вызванные игровой ситуацией;
4).Неуверенность – потребность в подсказках со стороны партнеров и (или) тренера, находящегося на бровке, в выборе варианта действия с мячом.
Учитывая вышеизложенное, можно утверждать, что футбольная команда, которая грамотно использует профессиональные приемы диагностики компонентов психологической включенности игроков в общекомандную деятельность и психологической коррекции уровня включенности, а, при необходимости, и приемы развития психологической структуры деятельности команды, получит весомое преимущество перед соперниками.
С этой целью необходимо, во-первых, организовать проективное психологическое тестирование игроков команды, направленное на оценку психологических компонентов потенциала включенности игроков в деятельность команды.
Во-вторых, провести психологическую коррекцию показателей импульсивности и ригидности.
В-третьих, оказать консультативную помощь селекционному отделу клуба в оценке перспектив кандидатов на заключение контрактов с клубом и оценке стоимости затрат на проведение требуемой для них психологокоррекционной работы.
Александр Жмыриков,
ведущий научный сотрудник АНО «НИИ проблем социального управления», кандидат психол. наук, доцент.