Мошенники активизировали свою работу в сфере социальных коммуникаций. Создав фейковый аккаунт с именем реального руководителя той или иной организации в одном из мессенджеров, они сообщают, «подчиненному», что компетентные органы ведут расследование их деятельности. Усыпив бдительность жертвы, они передают ее другому участнику мошеннической схемы, который под видом следователя выпытывает реквизиты банковских карт и счетов.
В последнее время количество подобных случае возросло. Нижегородские топ-менеджеры все чаще и чаще сообщают, что от их имени предпринималась попытка мошенничества. Беглый анализ используемых схем обмана свидетельствует, что мошенники действуют по одному схожему, но хорошо продуманному и подготовленному сценарию. Есть гипотеза, что за этим мошенничеством стоят психологически компетентные структуры.
Мы попросили экспертов прокомментировать ситуацию и пояснить с чем связан рост попыток преступления, есть ли еще какие-то цели у мошенников, кроме незаконного обогащения и что необходимо предпринять человеку чтобы не стать жертвой телефонных аферистов.
Андрей Самсонов, научный сотрудник Приволжского филиала ФНИСЦ РАН, старший научный сотрудник АНО “Научно-исследовательский Институт проблем социального управления”:
Преступный мир – неотъемлемая часть общества, имеющая собственную историю и развивающаяся по тем же самым законам, что социум в целом. Сегодня многие уже не помнят, но в 80-е мы жили в домах с “фанерными” дверями в квартиры и без стальных решеток на окнах первых этажей. Все изменилось в 90-е. Сегодня, наоборот, эти непременные атрибуты наших домов стали скорее данью привычке, чем требованием безопасности. Так же, как ушла в прошлое необходимость в съемных лицевых панельках автомагнитол, “секретки” на колесах машин и многие другие элементы безопасности.
Информационное общество, к сожалению, означает и информационную же преступность. Преступность, которая по масштабам хищений давно превзошла квартирные и карманные кражи, уличную преступность и многое другое, что стало проблемным для осуществления именно вследствие развития информационных технологий. Подменные телефонные номера, пранк, поддельные аккаунты, фишинговые сайты и подпольные call-центры – признаки нового криминального мира, родившегося у нас на глазах. Части социума, с которой, так или иначе, всем нам придется сосуществовать до очередной трансформации информационной эпохи во что-нибудь другое.
В информационную эпоху основным видом бытовой преступности становятся разные виды и формы мошенничества. И во все времена, основной формой социальной защиты от преступности были опыт и здравомыслие. Не гулять ночью в парке, не открывать дверь незнакомым, правильно реагировать на фразу-триггер “Закурить не найдется?”, прозвучавшую из темной подворотни, установить стальную дверь и решетки на окна, и тому подобное. Все аналогичные советы, уже есть в соответствующих банковских или эмвэдэшных инструкциях по безопасности, просто, как обычно, обыватель инструкций не читает, полагаясь “на авось”.
Раньше в подобных ситуациях помогал социальный опыт, нарабатываемый годами. Сегодня скорость развития и проникновения информационных технологий такова, что за ней не успевает не только общество, но и разработчики правил безопасности. Прекрасный пример, общение Президента РФ на пресс-конференции “с виртуальным двойником”. Многие не восприняли это серьезно или не придали должного внимания, тогда как это было одним из самых важных моментов мероприятия.
Нет смысла давать банальные советы, которые в большинстве уже есть в соответствующих инструкциях и рекомендациях государственных ведомств и коммерческих организаций. Как бессмысленно призывать их прочитать и следовать написанному. В настоящее время идет наработка социального опыта, на основе которого и появятся новые информационные “привычки”, помогающие оставаться в безопасности. Одна из них, касающаяся телефонных мошенников, в принципе уже возникла, хоть и не приобрела пока абсолютного характера. Не принимайте звонки с неизвестных номеров. А если телефонная просьба или вопрос друга кажутся вам странными или требующими определенных действий, не поленитесь убедиться, что вашим собеседником был именно ваш знакомый, родственник, руководитель и т.п. Просто продумывайте свои действия, это иногда полезно, как и знание инструкций…
Дмитрий Каминченко, к.полит.н, доцент кафедры политологии ИМОМИ ННГУ им. Н.А. Лобачевского:
Как показывают результаты одного из относительно недавно проведенных социологических опросов ВЦИОМ, половина респондентов из тех, кто сталкивался со случаями телефонного мошенничества, смогли самостоятельно выявить данный факт, а наиболее бдительными оказались граждане в возрастной группе от 35 до 44 лет и активные пользователи интернета (https://www.wciom.ru/).
В условиях продолжающейся информатизации общества неизбежно возникают риски и угрозы, связанные со сферой безопасности данных и социальной коммуникации в целом. Причем они зачастую видоизменяются и совершенствуются, сохраняя, вместе с тем, основную цель, связанную с нарушением прав и свобод человека и гражданина. Более того, чем выше степень вовлеченности общества в использование различных мобильных и интернет-платформ, тем шире объект для подобных манипуляций.
Тотальное погружение человека в мир информационных технологий, безусловно, оказывает влияние на его психологию. Ученые часто пишут о клиповости сознания, постоянном переключении внимания с одного объекта на другой и, как следствие – мозаичности складывающейся картины мира современных людей. Это, с одной стороны, не позволяет сконцентрироваться и вовремя выявить информационную угрозу, но с другой – частое использование различных веб-ресурсов и просмотр соответствующей информации, делает человека более осведомленным и подготовленным к возможным манипулятивным действиям.
Основная рекомендация здесь вполне очевидна – быть бдительными и использовать для достижения этой цели различные инструменты, среди которых посещение только проверенных веб-ресурсов (например, если речь идет о финансовых организациях – сайтов с соответствующей маркировкой «ЦБ РФ»), установка программ и приложений, определяющих входящие звонки как нежелательные (согласно опросам, данные сервисы весьма популярны среди россиян), избегание употребления каких-либо конфиденциальных данных в разговоре с незнакомым собеседником и т.д.
Впрочем, это лишь примерный перечень рекомендаций. Учитывая стремительное развитие информационно-коммуникационных технологий (в частности – искусственного интеллекта) они могут быть дополнены новыми, формируемыми как экспертами, так и простыми пользователями сети интернет.
Елена Мозгунова, к. полит. н., доцент Нижегородского института управления – филиала РАНХиГС:
Мобильные телефоны стали частью повседневной жизни каждого человека и практически продолжением его руки. Это реалии цифрового общества. Устройство содержит в себе не только массу приложений с данными счетов, электронную почту, номера карт, но и сведения о наших предпочтениях, что может использоваться нейросетями для более изощренных и персонализированных схем киберпреступлений.
Зная, лишь только телефонный номер, мошенники могут вполне здравомыслящего человека вынудить передать конфиденциальные сведения в чужие руки или совершить какие-то неоправданные действия. Самое неприятное, что такие схемы обмана становятся все более изобретательными.
Телефонные преступления могут повлечь административную или уголовную ответственность. Но чаще всего граждане игнорируют обращения в правоохранительные органы.
Большинство из нас, конечно же, осведомлено о мобильных мошенниках и наработка социального опыта в этой сфере играет ключевую роль. Соблюдение элементарных инструкций по безопасности для входа в приложения и установление двухуровневой системы аутентификации, неподнимание трубки на звонки с незнакомых номеров, бдительность и щепетильность в уточнении информации, общение только с первоисточником, если речь идет о банке или компании работодателя – базовые советы, чтобы уберечься от телефонных преступлений.
Эрадж Боев, к. и. н, директор НОЦ востоковедения, доцент кафедры международной журналистики НГЛУ им. Н.А. Добролюбова:
К сожалению, мошенники активно осваивают коммуникационные технологии и разрабатывают все новые и новые преступные схемы, рассчитанные на получение доступа к личной информации и финансовым средствам граждан. Вполне очевидно, что по мере развития электронных коммуникаций изощренность преступников будет только возрастать. Действия современных мошенников, как правило, сопровождаются использованием при общении с потенциальной жертвой различных психологических приемов и методов, включающих в себя сочетание манипулятивных техник и грубого психологического давления. Первоочередным фактором, обеспечивающим безопасность каждого гражданина в условиях жизни в современном обществе, является повышение информационной грамотности и обучение основам безопасности в информационной сфере. В первую очередь это касается представителей старшего поколения, часто оказывающихся жертвами мошенников. Разработка и внедрение проектов в сфере противодействия киберугрозам могут осуществляться профильными государственными структурами совместно с волонтерскими организациями и органами территориального общественного самоуправления.
Евгений Семенов, заместитель Председателя Общественной палаты Нижегородской области, руководитель Нижегородского филиала Фонда развития гражданского общества:
Возросшая активность телефонных мошенников имеет первичные и вторичные результаты. Если первые возникают в экономических измерениях и связаны с количественными показателями – числом жертв и сумм, которые удалось получить преступным путем, то вторые имеют социальное измерение.
Деятельность телефонных мошенников имеет короткий период реализации избранного сценария. Чем дольше он разыгрывается, тем больше о нем узнают люди и это способствует выработке общественного иммунитета к преступной схеме. В результате экономическая эффективность реализуемой схемы снижается и необходимо придумывать что-то новое.
Практика последних месяцев показывает, что мы наблюдаем какой-то логический сбой. Уже очень многие знают о методах телефонных аферистов, действующих под маской реальных людей (чаще всего руководителей), однако активность мошенников не снижается и продолжает оставаться высокой. В результате граждане, во избежание риска стать жертвой «развода» ограничивают свои коммуникации. Не берут трубки и не реагируют на сообщения в мессенджерах. Очевидно, что здесь и возникает тот самый вторичный социальный эффект, который связан с сокращением социальных коммуникаций, ростом уровня общественного недоверия, ростом социальной тревожности.
Учитывая, что интенсивность коммуникативной интервенции мошенников не снижается, (хотя уже вряд ли приносит прибыль), закономерно задать вопрос: а не является ли социальный эффект главной целью? Ведь рост социального недоверия и разобщения – это одна из задач комплексной информационно-психологической войны, которая ведется против нашего общества.