Директор Института проблем социального управления Максим Лубяной комментирует транспортную реформу в Нижнем Новгороде для Информационного агентства “Нижний сейчас”. Оригинал материала здесь

Социолог Максим Лубяной: На прошедшей неделе появилась петиция некоего нижегородца за отмену последней реформы общественного транспорта в Нижнем Новгороде, на что обратили внимание некоторые региональные СМИ и телеграм-каналы. Петицию подписали несколько тысяч человек. Ну петиция и петиция, мало ли их было, но на петицию решил ответить, причем публично, руководитель ГКУ НО “Центр развития транспортных систем” Артем Бафанов. В ЦРТС говорят, что первоначальный проект новой маршрутной сети в ходе общественного информирования изменили на треть, массовой отмены маршрутов при этом не было, наоборот, пересадочные проездные тарифы и льготные проездные начали работать в маршрутных такси. Также там напомнили, что новая  сеть пока работает в тестовом режиме.

Но, похоже, что за три с небольшим месяца после запуска новой транспортной системы мало что поменялось, и, видимо, как в работе с обращениями жителей, так и в тестовом режиме. Три месяца назад, здесь же, на экспертной площадке ИА “Нижний сейчас” я комментировал первые итоги введения новой транспортной сети. На тот момент прошла всего неделя от ее запуска, понятно, что люди привыкали, пробовали, обсуждали. По прошествии трех месяцев люди не привыкли к часовым ожиданиям, попробовали достучаться до власти, в том числе до губернатора на прямой линии, а обсуждение перешло в деструктивную плоскость. Три месяца – это приличный срок, особенно в такой чувствительной для жителей теме, как общественный транспорт. За три месяца в начале Великой Отечественной войны больше 1300 предприятий эвакуировали за Урал, а у нас общественный транспорт за три месяца по нормальному не ходит. И не надо говорить, что тогда была война, сейчас тоже непростое время. То есть, если называть вещи своими именами и не пытаться искать заговор обиженных частников, то все это называется управленческий провал. И попытки свести все проблемы к одному – отсутствию водителей – выглядят как минимум странно. Учитывая, что количество новых автобусов и трамваев увеличивается – кто тогда ими будет управлять? И еще более непонятно, как, рапортуя о том, что выпуск автобусов на маршруты ГП “Нижегородпассажиравтотранс” увеличился на 5%, ГП “Нижегородэлектротранс” и частных перевозчиков – на 10%, ситуация стала хуже, чем была.

Недавно было озвучено, что в Нижнем Новгороде будет проведена колоссальная модернизация электротранспорта, губернатор презентовал членам федерального правительства новый трамвай, который будет выпускаться в Ворсме, метро вовсю строят – ну красота же! И на фоне этого жалкие попытки оправдаться за нерабочую транспортную систему. Хорошо, что еще самих жителей не обвинили, что плохо работает общественный транспорт. А может во всю концепцию транспортной системы изначально вкралась ошибка? Или все же бездарные управленцы?

Не устаю повторять в своих комментариях по муниципальным и региональным темам, что сейчас власть любого уровня не имеет право совершать ошибки, особенно в сферах, напрямую касающихся жизни людей. Общественный транспорт, ЖКХ, свет и вода, социальное обеспечение – основа жизнедеятельности региона. Большие оборонные предприятия работают в три смены, люди трудятся не покладая рук, поддерживают нашу армию, в том числе собственными средствами, готовы терпеть определенные трудности, но терпеть трудности из-за ошибок чиновников и нежелания эти ошибки исправлять, боюсь люди не готовы. Не удивляет позиция мэра Нижнего Новгорода Юрия Шалабаева. А ее попросту нет этой позиции. Транспортные компетенции город передал, вернее у города забрали, на областной уровень. Проблемой меньше для Шалабаева видимо только в плюс мэрскому спокойствию. Удобно не реагировать на проблемы горожан на вверенной тебе территории, если формально за эти проблемы уже не отвечаешь. Как в песенке Дуремара – “А я тут не при чем…”!