Госдума РФ приняла изменения в ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». Теперь школьникам запрещается пользоваться телефонами на уроках (кроме ситуаций, связанных с опасностью для жизни и здоровья, а также предусмотренных программой случаев). Депутаты считают, что данный запрет позволит минимизировать отвлечения внимания школьников во время уроков и положительно скажется на качестве образовательного процесса. После утверждения в Совете Федерации закон вступит в силу.

Соц. опрос, проведенный в регионе, показал, что 85 % нижегородцев поддержали идею запрета телефона на уроках. Вместе с тем родители настаивают на связи со своими детьми, пока те в школе. Учителя были более категоричны и 91% школьных педагогов и высказались в поддержку принятого закона.

Мы попросили наших экспертов, большинство из которых являются преподавателями высшей школы, оценить плюсы и минусы этого запрета, а также ответить на вопрос: а не стоит ли продлить его действие и на высшие учебные заведения?

Максим Лубяной, директор Научно-исследовательского Института проблем социального управления, кандидат философских наук:

Проблема гаджетов у школьников на уроках назрела уже давно, можно даже сказать перезрела. И уровень поддержки закона о запрете телефонов в школах тоже вполне очевиден. Как бороться с этим «злом» мало кто понимает, но пусть хотя бы запретят. Однако не всё так просто. Есть несколько фактов.

Мобильные устройства коммуникации и получения информации – это данность от которой невозможно избавиться. Как и непосредственно интернет и всё, что с ним связано: от простого получения информации и общения до искусственного интеллекта и интернета вещей. Это такая же среда как как вода или воздух.

По различным оценкам на Земле примерно 5 млрд. человек пользуются интернетом. Это около 65% от всего населения Земли. Объем рынка электронной коммерции исчисляется триллионами долларов в год. Доля цифровой экономики в мировом ВВП к 2030 году составит 50%.

По данным на ноябрь 2023 года, то есть за три квартала объем рынка онлайн образования в России составил 31,4 млрд. рублей, в сегменте детского образования 9,3 млрд. рублей.

Исходя хотя бы из этих трех фактов нужно чётко понимать, что формальный запрет на использование телефонов в школах не согласуется с мировыми и российскими тенденциями. Конечно, это самый простой путь учителю «достучаться» до ребенка, как-то донести знания. Простой, но не эффективный. Хотя бы потому что, например, домашние задания, особенно по гуманитарным предметам, дети уже вовсю поручают сделать ChatGPT. А значит учить нужно учителей. Разрабатывать новые методики обучения, с применением всех современных возможностей цифровой среды, разрабатывать педагогические и психологические методики работы с детьми в новых и неизбежных условиях. Иначе, в какой-то момент, школа станет неконкурентоспособной, какие бы воспитательные функции на неё не возлагались. Понятно, что присутствие ребёнка в школе это ещё и социализация, личное общение и т.д. И, конечно, это важно. И тем не менее, бороться с телефонами запретами это не самая лучшая идея. Тем более, что научный и кадровый потенциал для правильных изменений в соответствии с требованием времени, по крайней мере в Нижегородской области, точно есть. И, по большому счету, должно быть серьезное государственное задание для наших ученых-педагогов, причем срочно. Иначе и детей ничему не научим и время потеряем.

Евгений Семенов, к.полит.н, доцент, руководитель Нижегородского филиала Фонда развития гражданского общества:

Сразу возникает вопрос: а почему только телефоны? Если вопрос ставится так категорично, то может быть стоило рассмотреть запрет на все гаджеты – от смарт-часов до микронаушников. Основной мотив запрета очевиден: забрать у ребенка игрушку и от скуки он начнет учится. Странная мотивация. Нет у меня уверенности, что она сработает…

Вместе с тем стоит признать, что не только дети, но и студенческая молодежь глубоко зависима от мобильного телефона. Психологи дали этой зависимости специальное название – номофобия, обозначив ее опасность для психического здоровья и даже жизни. Однако признавая существование психологической проблемы стоит очень осторожно и взвешенно подходить к ее решению. Полагаю, что радикальные методы могут обнаружить неожиданные эффекты и сегодня необходимо обеспечить системный и тщательный мониторинг психологического состояния школьной аудитории после введения этого запрета.

Елена Мозгунова, к. полит. н., доцент Нижегородского института управления – филиала РАНХиГС:

В нашу цифровую эпоху вопрос о запрете использования телефонов в школах часто оказывается в центре дискуссионных полей как в педагогических сообществах, так и среди социологов, психологов и медиков. И мнения здесь совершенно разнятся: от категорического табу до абсолютной вседозволенности. Невозможно отрицать, что цифровые технологии – это часть нашей повседневной жизни. Мир изменился. На смену книге пришел цифровой носитель. И вместо линейного способа усвоения информации – клиповый, сведения и данные легко и быстро добываемы и ненадежны, обучение как в школе, так и в университете меняет свою структуру.

Одна из самых значимых проблем в контексте чрезмерного пользования гаджетов – это разрушение социальных связей. Вместо того, чтобы общаться на переменах друг с другом, ученики «зависают» в играх и соцсетях. Другое проблемное место – это социальное неравенство. Обладатели более «крутых» моделей автоматически получают авторитет в группе не за счет знаний или моральных качеств, а благодаря наличию дорогого телефона. И, конечно, постоянное погружение в виртуальный мир, надежда на внешние носители информации – это значительное ухудшение способности концентрироваться и памяти, которая не тренируется.

Однако, тотальный запрет на использование гаджетов в школах может иметь и обратный эффект. Мотивация ученика может упасть еще больше. И между школой, где отбирают телефон, и внешним миром возникнет стена.

Поэтому ограничение на уроках – да – это необходимость, для развития внимания и концентрации, для вовлеченности и погружения в материал, который транслируется учителем. Но радикальный запрет требует тщательной подготовки, оценивания и наблюдения.

И, конечно, в идеале использовать все цифровые возможности в образовательном процессе: интернет-платформы, тестовые ресурсы, совместное выполнение заданий в чате класса, интерактивные олимпиады и т.д., так как это наша действительность и необходимо максимально потреблять на благо достижения информационной эпохи.

Сергей Кудряшов, член Общественной палаты Чувашской Республики:

Внесенные изменения в ФЗ “Об образовании в Российской Федерации” вызвали широкую дискуссию в обществе. Госдума РФ приняла решение запретить школьникам пользоваться телефонами на уроках, за исключением ситуаций, связанных с опасностью для жизни и здоровья, а также предусмотренных программой случаев. Депутаты уверены, что такой запрет поможет снизить отвлечение внимания школьников и положительно скажется на качестве образовательного процесса. Я бы сказал, это не запрет, а ограничение использование мобильных телефонов на уроках. Надо отметить, что и до принятия данной нормы во многих регионах и школах, по решению родительских комитетов, уже были ограничения на телефоны. Думаю, не смотря на принятый закон, обсуждение среди родительского сообщества будет продолжено, поскольку, кроме вопросов повышения вовлеченности в образовательный процесс, есть  вопросы по сохранности телефонов, использовании их как техническое  средство обучения. и т.д. Важно найти баланс между обеспечением связи между родителями и детьми и созданием благоприятной обстановки для обучения. Внедрение новых правил требует совместных усилий со стороны школ, родителей и учащихся, чтобы обеспечить эффективность и успешность образовательного процесса.

Прудник Александр, старший научный сотрудник Института политической психологии:

Время выборных кампаний это время, когда власть ее различных ее уровнях становится особенно чуткой к запросам общества. Одним из таких проявлений внимания к повестке, сформированной родителями школьников и рядовыми работниками системы образования, стал законодательный запрет школьникам пользоваться телефонами на уроках.

Эта проблема стала на повестке дня достаточно давно. Осложняла эту быстро развивающуюся ситуацию то, что школьники оказывались более профессиональными пользователями возможностями сотовых телефонов, чем сами их наставники. В какой-то момент в системе школьного образования возникла растерянность. Правил, регулирующих формат пользования телефонами в классе, не было, а массовое использование этих средств учениками уже был.

Разные школы, а, порой, и даже отдельные учителя, старались по-своему справиться с этим валом проблем. С какого-то момента стало очевидным необходимость унифицировать систему пользования сотовой связью и связанных с ней социальных сетей в образовательной системе. Наконец, голос родителей и учителей был услышан.

Государство, пусть и с некоторым опозданием, сформулировало единые правила для школ. Был сделан важнейший шаг с одной стороны, по сохранению традиционной адекватной системы образования и порядка в школе, а, с другой, по включению в эту систему современных информационных технологий. Первый необходимый шаг сделан.

Теперь следует снять противоречие вызванное тем, что современные технические социальные технологии стали в нашей стране обгонять скорость адаптации к ним социальных институтов, в том числе, образовательных и воспитательных.